Канаты, цепи, веревки
Стальные канаты - основные грузонесущие элементы большинства грузоподъемных, транспортных дорожно-строительных, землеройных машин и механизмов- являются одним из наиболее распространенных видов метизов и находит широкое применение в самых различных отраслях народного хозяйства: угольной, горнорудной, нефтеперерабатывающей; транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, строительной индустрии; морском и речном транспорте и т.д.
Стальные канаты являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников.
Изготавливаемые стальные канаты классифицируются по следующим признакам:
1. По форме поперечного сечения: круглые.
2. По форме поперечного сечения составляющих канат элементов:
круглопрядные, трехграннопрядные, закрытой конструкции.
3. По механическим свойствам проволоки:
канаты стальные общего назначения : марки ВК - высокого качества, марки В - повышенного качества, марки 1 - нормального качества; остальные канаты : марки В - высокого качества, марки 1 - нормального качества.
4. По прочностным характеристикам: канаты стальные с маркировочными группами временного сопротивления разрыву - 1370(140), 1470(150), 1570(160), 1670(170), 1770(180), 1860(190), 1960(200) , 2060(210), 2160(220).
5. По виду покрытия поверхности проволоки: без покрытия; с цинковым покрытием - для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ), для жестких агрессивных условий работы (Ж), для средних агрессивных условий работы (С).
6. По назначению стального каната: грузолюдские (ГЛ) - для подъема и транспортирования людей и грузов ; грузовые (Г) - для транспортирования грузов .
7. По материалу сердечника каната:
- с органическим сердечником (ОС) - в большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи, но также допускается применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов (полиэтилена, капрона, нейлона и др);
- с металлическим сердечником (МС) - целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры.
8. По направлению свивки элементов стального каната: правой свивки, левой свивки (Л).
9. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов: крестовой свивки –направление свивки прядей в канате противоположно направлению свивки проволок в прядях; односторонней свивки (О) - направление свивки прядей в канате и проволок в прядях одинаковое.
10. По степени крутимости: крутящиеся - с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (6-ти и 8-мипрядные канаты с органическим и металлическим сердечниками); малокрутящиеся (МК) - с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям в канатах многослойных, многопрядных и в канатах одинарной свивки.
11. По способу изготовления: нераскручивающиеся (Н) - элементы каната сохраняют свое положение после снятия вязок с концов каната и удаления заварки торца; раскручивающиеся; рихтованные (Р).
12. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки: с точечным касанием проволок между слоями (ТК); с линейным касанием проволок между слоями (ЛК); с комбинированным точечно-линейным касанием проволок между слоями (ТЛК).
13. По точности изготовления стального каната: нормальной точности; повышенной точности (Т)