Гибкость стропа
Стропы из стальных канатов разнообразны по своей конструкции. Одной из важнейших свойств, отражающих удобство применения канатных стропов, является гибкость. Под гибкостью понимается величина усилия, прилагаемого для обертывания стропа вокруг груза. Гибкость канатного стропа зависит от количества проволок каната, их жесткости (зависит от маркировочной группы, указанной в сертификате) и от сердечника каната (металлический или нет). “Жесткие” канаты более стойки к осевым нагрузкам и к истиранию. Однако они быстрее выходят из строя из-за потери первоначальной формы вследствие неосевых нагрузок деформирующих строп при строповке затяжкой или обертыванием груза. Требования к гибкости стропа зависят от способа строповки. Так, петлевой строп, применяемый для затяжки или обертывания груза, должен быть достаточно гибким, в то время как четырехветвевой канатный строп 4СК, испытывающий только осевые нагрузки может быть изготовлен из самого жесткого каната. Вместе с тем, гибкость – субъективное понятие. Для строповщика строп, изготовленный из “мягкого” каната диаметра 27 мм, окажется более жестким, чем строп из жесткого каната D 11 мм. Ниже расположены ГОСТы канатов, применяемых нами для изготовления стропов, в порядке уменьшения их гибкости.
1) ГОСТ 3071, 3079-80 6х37 сердечник из волокна (пенька, сизаль, пропилен и т.п) Наиболее гибкий. Применяется для изготовления стропов для использования в холодном климате (исполнения ХЛ до –60 град С). Канаты диаметров менее 19,5 мм дороже канатов ГОСТа 7668, наиболее часто применяемых для стропов исполнения У (умеренный климат – до –40 град С)
2) ГОСТ 7668-80 6х36 сердечник из волокна Наиболее распространенный канат для изготовления стропов типа СКП и заплетенных стропов.
3) ГОСТ 2688-80 6х19 сердечник из волокна Более жесткий, дешевый, широко применяемый канат. Часто используется в качестве грузового каната грузоподъемных машин. Из него мы изготавливаем стропы методом опрессовки.
4) ГОСТ 14954-80 6х19 металлический сердечник Самый жесткий канат, однако лучшее отношение цена-грузоподъемность.