О использовании стоп и других метизных изделий в грузоподъемном оборудовании
Захваты грузовые предназначены для подъема, опускания и горизонтального перемещения листовых и пластинчатых грузов (одиночных листов и пакетированных, металлических и иных материалов, в том числе полированных и с защитой от коррозии), различных профильных материалов, балок, бочек, кабельных барабанов, рельсов и других грузов.
Большинство операций проводят с использованием канатных строп и стальных строп — это строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, подъем и перемещение грузов кранами при температуре от -40 до +400 °С.
Одними из важнейших свойств, отражающих удобство применения канатных строп, являются исключительная гибкость и грузоподъемность. Гибкостью называют величину усилия, прилагаемого для обертывания стропа вокруг груза. Гибкость канатного стропа зависит от количества проволок каната, их жесткости (а также зависит от маркировочной группы, записанной в прилагающемся сертификате) и от сердечника каната (металлический канат или нет). Надо сказать жесткие канаты более стойки к осевым нагрузкам и к истиранию. И все-таки они быстрее выходят из строя из-за деформации первоначальной формы вследствие неосевых нагрузок деформирующих строп при строповке затяжкой или обертыванием груза.
Необходимые требования к гибкости стропа зависят от вида строповки. Например, петлевой строп, используемый для затяжки или обертывания груза, должен быть достаточно гибким, в то время как четырехветвевой канатный строп 4СК, испытывающий только осевые нагрузки вполне может быть изготовлен из самого жесткого каната.
Канатные стропы более просты в изготовлении, чем другие типы, вполне надежны и устойчивы к внезапным динамическим нагрузкам и перегрузкам. Канат разрушается постепенно, это позволяет отслеживать его состояние и своевременно выбраковывать. По сравнению с другими материалами — прочность стальных канатных стропов наилучшая, и дефекты на них легче обнаружить, а потому их чаще используют в грузоподъемном оборудовании. Но основная причина их широкого использования, в том, что они значительно дешевле, чем остальные виды стропов — текстильные или цепные.
Есть у канатных строп и существенные недостатки- ими можно легко пораниться порванными проволоками внешних прядей, а также при обвязке грузов с острыми углами в канате возникают остаточные деформации, из-за чего быстро приходит в негодность весь строп.
Стропы изготавливают многоветвевые, а также одноветвевые. При изготовлении ветвей строп концы канатов нужно опрессовывать алюминиевой втулкой или заделывать заплёткой. В первом случае пряди из алюминиевых сплавов крепко сцепляются в соединяемых канатах опрессовкой прядей втулкой, формируя однородное по сечению тело. Способ заплётки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетаются между прядями нераспущенного каната. Заделка концов каната универсальных стропов выполняется исключительно заплёткой с последующей обмоткой заплетенных участков отожженной стальной проволокой. Проволочная обмотка «на конус» обеспечивает «мягкий» переход заплетенного от петли до рабочего диаметра каната и позволяет стропу легко скользить в зазорах и отверстиях рым-болтов, что не потребует дополнительной доработки их при использовании всех типов грузоподъемного оборудования.
Стальные канаты — основные грузонесущие элементы большинства грузоподъемных, транспортных дорожно-строительных, землеройных машин и механизмов — являются одним из наиболее используемых видов метизов и находит широкое применение в самых различных отраслях народного хозяйства: горнорудной; транспортном и сельскохозяйственном машиностроении; речном транспорте и т.д.
Стальные канаты являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций, их различаются по форме поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников.
Применение траверсов ощутимо упрощает процесс погрузки и разгрузки изделий сложной конфигурации, помогает избежать порчи груза, а также позволяет обеспечить наиболее экномичные условия строповки.
Грузовые траверсы являются техническими компонентами между крюком крана и грузом. Траверсы имеют несколько строповочных узлов для навешивания на них груза. Грузовые стропы применяются в конструкциях траверс как тяговые, либо как грузозахватные конструкции. Использование траверс делает возможным значительно сократить длину ветвей, чем при применении ветвевых строп, и полностью исключает неравномерную нагрузку на ветви, угол между ветвями становится минимальным.