Стропы и канаты

Операции проводят с использованием стальных строп и канатных строп - это строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивающие подъем и перемещение грузов кранами при температуре от -40 до +400 °С.

Важнейшее свойство, отражающее удобство применения канатных строп, являются высокая грузоподъемность и гибкость.
Гибкостью называют величину усилия, прилагаемого для обертывания стропа вокруг груза. “Жесткие” канаты более стойки к осевым нагрузкам и к истиранию, но они быстрее выходят из строя
из-за потери первоначальной формы вследствие неосевых нагрузок деформирующих строп при строповке затяжкой или обертыванием
груза.

Гибкость стропа и требования, предъявляемые к нему завист от способа строповки. Необходимо чтобы петлевой строп, применяемый для затяжки или обертывания груза, был достаточно гибким, в то время, как канатный строп 4СК, испытывающий только осевые нагрузки допустимо может быть изготовлен из жесткого каната.

Менее трудоемкие в изготовлении канатные стропы достаточно надежны и устойчивы к резким динамическим нагрузкам. В этом их отличие от других типов строп. Постепенное разрушение канатов заметно и позволяет своевременно выбраковывать их, выводя из эксплуатации.

Однако у канатных строп есть и недостатки. Ими можно легко пораниться порванными проволоками внешних прядей; при обвязке грузов с острыми углами в канате возникают остаточные деформации, из-за чего быстро приходит в негодность весь строп.

Так называемые “пауки” - cтропы со звеньями для навески на крюк крана или
присоединения груза (одноветвевые или многоветвевые). Коуши применяют для присоединения ветвей канатных строп к звеньям
или крюкам. Коуш - фасонное изделие желобчатого сечения, он предохраняет канат от чрезмерных напряжений, смятия и
истирания. Форма желоба соответствует диаметру каната, для которого предназначен коуш. При изготовлении ветвей строп концы
канатов необходимо опрессовывать алюминиевой втулкой или заделывать заплёткой. пряди из алюминиевых сплавов прочно
сцепляются в соединяемых канатах опрессовкой прядей втулкой, образуя однородное по сечению тело. Пряди распущенного конца
каната определенным образом вплетаются между прядями нераспущенного каната, причем заделка концов каната универсальных
строп выполняется только заплёткой с последующей обмоткой заплетенных участков отожженной стальной проволокой. Проволочная
обмотка “на конус” обеспечивает постепеныый переход заплетенного участка петли до рабочего каната (его диаметра) и
позволяет стропу свободно скользить в зазорах и отверстиях рым-болтов, что не потребует какой-либо дополнительной
доработки их при использовании всех типов грузоподъемного оборудования.

Cправедливо будет сказать, что cтальные канаты - основные грузонесущие элементы большинства грузоподъемных, транспортных
дорожно-строительных, землеройных машин и механизмов. Они являются одним из наиболее распространенных видов метизов и
находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: угольной, нефтеперерабатывающей, горнорудной,
сельскохозяйственном и транспортном машиностроении, строительной индустрии; морском и речном транспорте и т.д.

Различаясь по форме поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, стальные канаты являются сложным и
ответственным видом проволочных изделий. Отличаются они также и по физико-механическим характеристикам проволок и
сердечников.

Использование траверсов значительно упрощает процесс погрузки и разгрузки изделий, помогает предоствращать факты порчи
груза, а также позволяет обеспечить выгодные условия строповки при использовании грузоподъемного оборудования.

Траверсы имеют несколько строповочных узлов для навешивания на них груза, они
являются промежуточной грузонесущей конструкцией между крюком крана и этим грузом. Стропы используются в конструкциях
траверс, либо как грузозахватные элементы, либо как гибкие тяговые.

Траверс по своей конструкции определяется геометрическими параметрами груза, а также техническими характеристиками крана, на крюк которого навешивается. Для навешивания строп и иных грузозахватных
приспособлений в конструкциях траверс предусматривают грузовые крюки, чалочные крюки (ГОСТ 25573), такелажные скобы, а также звенья типов Рт и О (ГОСТ 25573).

Различают траверсы балочные, рамные, консольно-крестовые, ферменные, параллелограммные, траверсы-пирамиды и другие. Траверсы навешиваются на крюк посредством пространственного (двух-, трех- или четырехветвевого) подвеса, либо за одну точку (цилиндрическая ось, анкерная скоба или проушина с овальным отверстием).